Сайт учителя русского языка и литературы

МОУ "СОШ №10 им. летчика-космонавта

А. Г. Николаева"

Евсеевой Ирины Григорьевны

Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями

 

Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями.

 

Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникно­вению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку, являются, во-первых, мотивация учебно-познава­тельной деятельности школьников, во-вторых, их активные и сознательные действия,   направленные   на   освоение теоретического материала.

Стремлением учесть названные ус­ловия я руководствовалась при разработке обучающих программ по пунктограммам, объединенным опоз­навательным признаком: слова, слово­сочетания и предложения, стоящие вне грамматической связи.

Они включают в себя четыре программы по темам «Знаки препинания в. предложениях с обращениями», «Знаки препинания  в предложениях с вводными словами», «Знаки препинания в предложениях с вводными предложениями», «Знаки препинания в предложениях с междо­метиями и словами-предложениями да— нет. При выборе указанного грамматического материала я  исхо­дила прежде всего из положения о том, что ведущим мотивом обучения является «понимание учеником прак­тической надобности приобретаемых знаний и умений». А как известно, предложения с обращениями, вводны­ми конструкциями, междометиями и словами-предложениями да — нет употребляются в разных стилях и играют большую роль в нашей речи. Принимались во внимание и несформированность навыков использования названных синтаксических построений в речи учащихся, и трудности в усвоении соответствующих пунктуаци­онных правил.

Единые структуры и методический подход к предъявлению учебного материала (в начале каждой про­граммы ученику предлагается вы­брать режим работы: а) ознакомление с нормой, предписываемой правилом; б) тренировка по его применению; в) контроль за степенью усвоения прави­ла) позволили объединить педагоги­ческие программные средства в пакет программ, каждая из которых вклю­чает в себя три относительно авто­номных модуля (части, блока): обу­чающий, тренировочный, контроли­рующий.

В обучающем режиме учащемуся предлагается материал для наблюде­ний и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной форму­лировке пунктуационных правил, при­водятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компью­тер побуждает школьников к активно­му включению в работу.

В тренировочном режиме предъяв­ляются упражнения, в ходе выполне­ния которых у школьников формиру­ются навыки обнаружения, поиска решения  и   разрешения   пунктуационной задачи. Именно в названном режиме особенно эффективно реали­зуется принцип индивидуализации обучения, что достигается:

  различной по продолжительности тренировкой    в    зависимости    от    ее результатов;

  разными вариантами завершения работы   (переход   к   следующему   уп­ражнению или  отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю);

  дифференциацией дидактического материала,     когда     в     последующем упражнении     учитывается     характер допущенных   ошибок.

Подобная компоновка программ обеспечивает вариантность доступа к любому модулю по мере необходимости  и для педагога, и для учащихся. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.

 

Приведу   описание   структуры,   со­держания   и   методического   примене­ния комплексной обучающей програм­мы «Знаки препинания в предложениях с обращениями».

Работе с компьютером предшествует актуализация знаний по теме, когда учащиеся вспоминают известные им сведения об обращении, расширяют и углубляют их с помощью статьи в учебнике и сообщения учителя.

 

 

I. Первое задание обучающего  модуля (блока) направлено   на   об­наружение обращений в предложени­ях и подбор соответствующих схем.

Предложения на экране появляются в порядке очередности. В нижней части экрана располагается меню (набор) схем.

В качестве дидактического материа­ла предъявляются следующие предло­жения:

1)  Друзья, вам сердце оставляю я...

2)  Россия! встань и возвышайся!

3)  Тебя зову, мудрец ленивый, В приют поэзии счастливый...

4)  Ты счастлив, друг сердечный!

5)  Опять я ваш, о юные друзья!

(А. С. Пушкин).

Результаты проделанной работы компьютер оформляет в таблицу,  которая имеет следующий вид:

 

Предложения

Схемы

1) Друзья, вам сердце остав­ляю я...

2) Россия! встань и возвышай­ся!

3) Тебя зову, мудрец ленивый,

     В приют  поэзии  счастли­вый.,.

4) Ты счастлив,  друг сердеч­ный!

5) Опять я ваш, о юные друзья!

VVV,—

VVV! — !

— ,VVV,—

 

— ,VVV!

— ,О VVV!

 

В процессе выполнения задания учащиеся должны обратить внимание на морфологическую основу обраще­ний, их структуру, месторасположение в предложении и, конечно, на их пунктуационное оформление.

Далее ученикам предлагается по­пробовать сформулировать правило о расстановке знаков препинания при обращении, приведя в соответствие начало и концовку формулировок его (правила) частей. Принцип подачи на экран материала идентичен использованному в первом задании; по завер­шении работы рядом с каждым пунктом правила появится схема, и все это будет оформлено в таблицу, которая послужит справкой при выполнении тренировочных упражнений.

Вид экрана после выполнения зада­ния:

 

 

Знаки препинания в предложениях с обращениями

Правило

Схема

1).Если обращение находится в начале предложения, то после него ставится выделительная запятая.

2). Если обращение находится в начале предложения и произносится с сильным чувством, то выделяется «!»

3). Если обращение находится в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон.

4). Если обращение находится в конце предложения, то перед ним ставится выделительная запятая.

5). Частица О от обращения не отделяется.

VVV, -

 

VVV! - !

 

-, VVV, -

 

-,VVV!

 

-, O VVV!

 

 

 

 

 

 

В заключение дается задание расставить недостающие знаки препина­ния в предложениях с обращениями.

1)  О Пущин дорогой

     Прибрел к тебе пустынник

     С открытою душой...

2)  Хочу мудрец любезный

     Беседовать с тобой.

3)  Чадаев помнишь ли былое?

4)  Храни меня мой талисман.

 (А. С. Пушкин).

 

II. Второе задание. Тренировочная часть (модуль) состоит из двух упражнений.

(Отметим, что учащиеся могут сразу перейти к контролирующему модулю, минуя тренировочный, если считают это возможным.)                                                                                                                                                  

Особенность указанного модуля: тема работы определяется обучаемым; компьютер не только реагирует на правильность ответа, но и объясняет причину ошибок, предлагая выполнить задание повторно на идентичном дидактичес­ком материале; оценки даются в вербальной форме, после чего следу­ют конкретные рекомендации.

Первое задание направлено на выработку умения отграничивать предложения с обращениями и омони­мичные им конструкции.

Предложения для первичного вы­полнения (даны без знаков при схожих конструкциях).

1)  Люблю друзья  смотреть на  синие, туман­ные равнины. (М. Ю. Лермонтов).

2)  Люблю я солнце осени. (М. Ю. Лермонтов).

3)  Осень   обсыпается   весь   наш  бедный   сад... (А. К. Толстой).

4)  Унылая пора очей очарованье

     Приятна мне твоя прощальная краса... (А. С. Пушкин).

 

Предложения для повторного выпол­нения:

1)  Москва Москва

     Люблю тебя, как сын... (М. Ю. Лермонтов).

2)  Москва Как много в этом звуке

     Для сердца русского слилось! (А. С. Пушкин).

3)  Люблю я цепи синих гор... (М. Ю. Лермонтов).

Суть второго задания заключается в расстановке знаков препинания при обращении, следовательно, выполне­ние упражнения нацелено не только на обнаружение последних, но и на выработку навыка применения пунк­туационного правила. Дидактический материал подобран с учетом вариан­тов трудностей употребления обраще­ний в речи.

 

Предложения для первичного выполнения:

1)  Барин не прикажешь ли воротиться?

2)  Свет ты мой послушай меня, старика...

3)  Что это сударь с тобой сделалось?

4)  Это старинушка уж не твоя печаль.

5)  А ты мой батюшка не печалься...

6)  Ты Максимыч смотри крепко за своими казаками.

7)  Бога ты не боишься разбойник!

                                            (А. С. Пушкин).

8)  Звезды вы ясны, как счастье мое!

9)  Дробись, дробись волна ночная...

10) Расступись о старец море

      Дай приют моей волне!

(М. Ю. Лермонтов).

 

 

 

               Предложения для повторного выпол­нения:

 

1)   Друг  ты   должен   быть   хороший   человек. (Н. Гоголь).

2)    Батюшка    ты    наш   погубишь    ты    свою головушку! (А. С. Пушкин).

3)   А   узнал   ли   ты   сударь   атамана?   (А.   С. Пушкин).

4)  А мы   господа  кой   о чем   еще потолкуем. (А. С. Пушкин).

5)  Но государи мои я не смею взять на себя столь  великую  ответственность... (А.  С.  Пуш­кин).

6)   Ты   душа   моя   обращалась   с   ним   так свободно... (Н. Гоголь).

7)  Приезжай  ты  к нам  соколик мой  ясный... (А. С. Пушкин).

8)   Летай   огонь   воздушный...(М.   Ю.   Лер­монтов).

9)  Тесней о милые друзья

     Тесней наш верный круг составим... (А. С. Пушкин)

10) Прекрасны вы поля земли родной. (М. Ю. Лермонтов).

 

 

III. Контролирующая часть (модуль) нацелена на выявление степени усвоения  каждым   учащимся пунктуационного правила; как нам представляется, обращение к ней будет оптимальным при завершении изучения темы. 

Отметим, что темп работы по-преж­нему определяется учениками; компьютер внешне не реагирует на ошибоч­ный ответ, но фиксирует его в памяти и при выставлении оценки дает возможность просмотреть и сопоста­вить сделанное с образцом; выставле­нию оценки сопутствует краткий комментарий. 

Упражнение, предлагаемое для вы­полнения, и задание к нему аналогич­ны данным под номером «2» в тренировочной части.

Ученикам будут предъявлены сле­дующие предложения:

1)  Мой друг не плачь перед разлукой...

2)  Сыны снегов, сыны славян

      Зачем вы мужеством упали?

3)  Старик я слышал много раз,

      Что ты меня от смерти спас...

4)  Опять вы гордые восстали

     За независимость страны.

5)  Наедине с тобою брат

     Хотел бы я побыть...

6)  Свистите ветры над главой...

7)  Тебе Кавказ суровый царь земли,

     Я посвящаю снова стих небрежный...

8)  Ликуйте о друзья!

                                           (М. Ю. Лермонтов).

9)  Греми восторгов общий глас!

                                                     (А. С. Пушкин).

10)  Благослови поэт! (А. С. Пушкин).

 

 

В заключение отмечу, что программа проста в обращении, ее рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не  умаляя ни в коей мере значимости роли педагога.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz