![]() |
| |||||||||
|
![]() |
| ||||||||
Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениямиКомпьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями.
Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку, являются, во-первых, мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, во-вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического материала. Стремлением учесть названные условия я руководствовалась при разработке обучающих программ по пунктограммам, объединенным опознавательным признаком: слова, словосочетания и предложения, стоящие вне грамматической связи. Они включают в себя четыре программы по темам «Знаки препинания в. предложениях с обращениями», «Знаки препинания в предложениях с вводными словами», «Знаки препинания в предложениях с вводными предложениями», «Знаки препинания в предложениях с междометиями и словами-предложениями да— нет. При выборе указанного грамматического материала я исходила прежде всего из положения о том, что ведущим мотивом обучения является «понимание учеником практической надобности приобретаемых знаний и умений». А как известно, предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями и словами-предложениями да — нет употребляются в разных стилях и играют большую роль в нашей речи. Принимались во внимание и несформированность навыков использования названных синтаксических построений в речи учащихся, и трудности в усвоении соответствующих пунктуационных правил. Единые структуры и методический подход к предъявлению учебного материала (в начале каждой программы ученику предлагается выбрать режим работы: а) ознакомление с нормой, предписываемой правилом; б) тренировка по его применению; в) контроль за степенью усвоения правила) позволили объединить педагогические программные средства в пакет программ, каждая из которых включает в себя три относительно автономных модуля (части, блока): обучающий, тренировочный, контролирующий. В обучающем режиме учащемуся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке пунктуационных правил, приводятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу. В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения пунктуационной задачи. Именно в названном режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения, что достигается: — различной по продолжительности тренировкой в зависимости от ее результатов; — разными вариантами завершения работы (переход к следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю); — дифференциацией дидактического материала, когда в последующем упражнении учитывается характер допущенных ошибок. Подобная компоновка программ обеспечивает вариантность доступа к любому модулю по мере необходимости и для педагога, и для учащихся. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.
Приведу описание структуры, содержания и методического применения комплексной обучающей программы «Знаки препинания в предложениях с обращениями». Работе с компьютером предшествует актуализация знаний по теме, когда учащиеся вспоминают известные им сведения об обращении, расширяют и углубляют их с помощью статьи в учебнике и сообщения учителя.
I. Первое задание обучающего модуля (блока) направлено на обнаружение обращений в предложениях и подбор соответствующих схем. Предложения на экране появляются в порядке очередности. В нижней части экрана располагается меню (набор) схем. В качестве дидактического материала предъявляются следующие предложения: 1) Друзья, вам сердце оставляю я... 2) Россия! встань и возвышайся! 3) Тебя зову, мудрец ленивый, В приют поэзии счастливый... 4) Ты счастлив, друг сердечный! 5) Опять я ваш, о юные друзья! (А. С. Пушкин). Результаты проделанной работы компьютер оформляет в таблицу, которая имеет следующий вид:
В процессе выполнения задания учащиеся должны обратить внимание на морфологическую основу обращений, их структуру, месторасположение в предложении и, конечно, на их пунктуационное оформление. Далее ученикам предлагается попробовать сформулировать правило о расстановке знаков препинания при обращении, приведя в соответствие начало и концовку формулировок его (правила) частей. Принцип подачи на экран материала идентичен использованному в первом задании; по завершении работы рядом с каждым пунктом правила появится схема, и все это будет оформлено в таблицу, которая послужит справкой при выполнении тренировочных упражнений. Вид экрана после выполнения задания:
В заключение дается задание расставить недостающие знаки препинания в предложениях с обращениями. 1) О Пущин дорогой Прибрел к тебе пустынник С открытою душой... 2) Хочу мудрец любезный Беседовать с тобой. 3) Чадаев помнишь ли былое? 4) Храни меня мой талисман. (А. С. Пушкин).
II. Второе задание. Тренировочная часть (модуль) состоит из двух упражнений. (Отметим, что учащиеся могут сразу перейти к контролирующему модулю, минуя тренировочный, если считают это возможным.) Особенность указанного модуля: тема работы определяется обучаемым; компьютер не только реагирует на правильность ответа, но и объясняет причину ошибок, предлагая выполнить задание повторно на идентичном дидактическом материале; оценки даются в вербальной форме, после чего следуют конкретные рекомендации. Первое задание направлено на выработку умения отграничивать предложения с обращениями и омонимичные им конструкции. Предложения для первичного выполнения (даны без знаков при схожих конструкциях). 1) Люблю друзья смотреть на синие, туманные равнины. (М. Ю. Лермонтов). 2) Люблю я солнце осени. (М. Ю. Лермонтов). 3) Осень обсыпается весь наш бедный сад... (А. К. Толстой). 4) Унылая пора очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса... (А. С. Пушкин).
Предложения для повторного выполнения: 1) Москва Москва Люблю тебя, как сын... (М. Ю. Лермонтов). 2) Москва Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! (А. С. Пушкин). 3) Люблю я цепи синих гор... (М. Ю. Лермонтов). Суть второго задания заключается в расстановке знаков препинания при обращении, следовательно, выполнение упражнения нацелено не только на обнаружение последних, но и на выработку навыка применения пунктуационного правила. Дидактический материал подобран с учетом вариантов трудностей употребления обращений в речи.
Предложения для первичного выполнения: 1) Барин не прикажешь ли воротиться? 2) Свет ты мой послушай меня, старика... 3) Что это сударь с тобой сделалось? 4) Это старинушка уж не твоя печаль. 5) А ты мой батюшка не печалься... 6) Ты Максимыч смотри крепко за своими казаками. 7) Бога ты не боишься разбойник! (А. С. Пушкин). 8) Звезды вы ясны, как счастье мое! 9) Дробись, дробись волна ночная... 10) Расступись о старец море Дай приют моей волне! (М. Ю. Лермонтов).
Предложения для повторного выполнения:
1) Друг ты должен быть хороший человек. (Н. Гоголь). 2) Батюшка ты наш погубишь ты свою головушку! (А. С. Пушкин). 3) А узнал ли ты сударь атамана? (А. С. Пушкин). 4) А мы господа кой о чем еще потолкуем. (А. С. Пушкин). 5) Но государи мои я не смею взять на себя столь великую ответственность... (А. С. Пушкин). 6) Ты душа моя обращалась с ним так свободно... (Н. Гоголь). 7) Приезжай ты к нам соколик мой ясный... (А. С. Пушкин). 8) Летай огонь воздушный...(М. Ю. Лермонтов). 9) Тесней о милые друзья Тесней наш верный круг составим... (А. С. Пушкин) 10) Прекрасны вы поля земли родной. (М. Ю. Лермонтов).
III. Контролирующая часть (модуль) нацелена на выявление степени усвоения каждым учащимся пунктуационного правила; как нам представляется, обращение к ней будет оптимальным при завершении изучения темы. Отметим, что темп работы по-прежнему определяется учениками; компьютер внешне не реагирует на ошибочный ответ, но фиксирует его в памяти и при выставлении оценки дает возможность просмотреть и сопоставить сделанное с образцом; выставлению оценки сопутствует краткий комментарий. Упражнение, предлагаемое для выполнения, и задание к нему аналогичны данным под номером «2» в тренировочной части. Ученикам будут предъявлены следующие предложения: 1) Мой друг не плачь перед разлукой... 2) Сыны снегов, сыны славян Зачем вы мужеством упали? 3) Старик я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас... 4) Опять вы гордые восстали За независимость страны. 5) Наедине с тобою брат Хотел бы я побыть... 6) Свистите ветры над главой... 7) Тебе Кавказ суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный... 8) Ликуйте о друзья! (М. Ю. Лермонтов). 9) Греми восторгов общий глас! (А. С. Пушкин). 10) Благослови поэт! (А. С. Пушкин).
В заключение отмечу, что программа проста в обращении, ее рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умаляя ни в коей мере значимости роли педагога.
| ||||||||||
| ||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |